8. Как написать проект, который не истощит НКО?
ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ НЕ ИСТОЩИТ НКО — ЧЕК-ЛИСТ
- Оптимальный по срокам — не слишком длинный, чтобы можно было уже забыть, с чего и для чего начинали, но и не слишком короткий, чтобы успеть сделать реальные изменения и отследить их результативность
- Оптимальный по инновационности — он с одной стороны должен ставить перед вами и командой новые вызовы в организационном, фандрайзинговом, методическом плане, но с другой стороны — при этом использовать и опираться на то, в чём вы уже хороши, что уже получается. Эксперименты создают вам больше работы и рисков по ходу проекта, зато потом оставляют то, что можно развивать дальше, а не еще раз «пережеванные» старые заслуги
- Оптимальный по количеству и составу команды — его не должен делать один человек параллельно с множеством других задач, но и не должно быть слишком большой команды — иначе проект превратится в слабо-управляемый и может начать рассыпаться
- Оптимальный по количеству и составу партнеров — хорошо, если они есть, но плохо, если весь проект вы занимаетесь только ими (налаживанием отношений, распределением ролей, урегулированием конфликтов и т.п.), а не помощью благополучателям
- Оптимальный по объему ресурсов — и с точки зрения затрат, и с точки зрения инвестиций их столько, чтобы можно было управлять, в хорошем смысле слова “освоить”, а не потонуть в них; и не слишком мало
- Оптимальный по зарплатам – они должны позволять делать хорошую работу за пристойные деньги, поддержать своих сотрудников или привлечь хороших людей со стороны; при этом не надо занижать саму зарплату и не надо занижать процент занятости в проекте
- Оптимальный по административным расходам – заложите надёжно всё то, что понадобится для проекта – лучше продумать на этапе заявки; подумайте, что из этого потом останется в организации и поможет ей продолжить работу, что можно обновить, повысить качество; заложите все админ-расходы на людей/технику/инфраструктуру, которые позволяет донор
- Оптимальный по отклику на текущую действительность — не должно быть ощущения, что вы находитесь в вакууме, не замечаете, никак не откликаетесь на события вокруг, когда можно прочитать ваш проект и не понять, он из 2000, 2015 или 2023 года; но и не надо всю предыдущую работу в одночасье переворачивать «на злобу дня»: ведь мир изменился сильно, но не полностью и старые проблемы, благополучатели, партнеры в большинстве случаев никуда не делись при том, что их потребности и приоритеты могли дополниться, измениться. Пусть проект поможет вам и вашим клиентам постепенно понять и освоить ситуацию, двигаться вместе со временем