18. Описание проблемы и социальная значимость – как написать хорошо
Что такое проблема? Это констатация того, что «не так», что требует вмешательства и изменений, какие потребности не удовлетворяются, что нас не устраивает, что надо менять, почему это важно для вашей целевой группы. При этом проблема часто имеет привязку к определенной территории.
Например: «отсутствие доступности для маломобильных групп в социальных учреждениях города N», «большой процент увольнений через 2-3 месяца работы среди трудоустроенных молодых инвалидов в городе К».
Докажите в описании проблемы, что вы:
- понимаете ту сферу, где пытаетесь сделать проект;
- находитесь в контакте (а желательно в постоянном диалоге) с целевой группой проекта; действительно предлагаете что-то насущное, на что люди «пойдут», откликнутся;
- знаете про усилия других НКО (а также государственных и коммерческих организаций), которые работают с проблемой – и дополняете их усилия, а не дублируете и не «изобретаете велосипед» из-за своей неосведомленности;
- предлагаете своим проектом такое решение проблем, которое может сработать.
Важно:
- Не подменяйте проблему решениями: не «детям с ДЦП не хватает занятий по иппотерапии», а «детям с ДЦП не хватает комплексной доступной реабилитации; одним из таких доказанных решений, совмещающих эмоциональный и оздоровительный эффект, является иппотерапия».
- Утверждения надо подкрепить данными: подойдут ваши мини-исследования или выводы прошлых проектов, чужие исследования, мнения партнеров проекта, статистика. Важно, чтобы данные были пусть не очень внушительные, но зато по конкретной проблеме, территории, целевой группе. Данные о вашей проблеме и клиентах (ваши и ссылки на чужие) лучше собирать постоянно во время работы. И уделить поиску и анализу какое-то время при подготовке заявки, возможно – попросить заняться этим пунктом отдельного члена команды.
- Не подменяйте проблему своей целевой группы проблемой, которую переживает ваша организации: не «нехватка квалифицированных специалистов для оказания услуг паллиативной помощи», а «невозможность получения пациентами своевременной паллиативной помощи в полном объеме».
Анализ проблемы обязательно необходимо проводить, иначе проект будет выглядеть неубедительно. А в худшем случае вы можете ошибиться в своем понимании проблемы или ее актуальности. Вдруг вы придумали проект, который окажется никому не нужен, или повторяет действия, которые уже доказали свою неэффективность.
Например, организация сформулировала проблему проекта как отсутствие в городе профилактических программ, направленных на снижение смертности от инсультов и инфарктов.
Такая формулировка базировалась на том, что организация долгое время занималась вопросами здорового образа жизни и профилактики, но не встречалась с мероприятиями, акциями, социальной рекламой по этой теме в своем городе. При этом данные медицинской статистики региона говорили об увеличении смертности от данных заболеваний.
Начав реализовывать проект, НКО написала письмо с просьбой об информационной поддержке в администрацию, и оказалось, что в городе уже реализуется практически аналогичная профилактическая программа на базе одной из больниц, а также при поддержке врачей работает несколько пациентских сообществ. Соответственно, реальная проблема, над которой стоило бы работать в проекте, была скорее в низкой эффективности существующих профилактических мер и разрозненности усилий разных участников, работающих в этой области.