20. Подтверждение наличия проблемы – как сделать исследование, не будучи социологом?
Если эксперты, оценивающие заявку, увидят, что ваша организация самостоятельно провела исследование проблемы, то для них это будет самым главным обоснованием социальной значимости проекта. Как же сделать это грамотно?
Вариант 1 – провести встречу с участием заинтересованных сторон вашего проекта.
Анализ проблем лучше проводить с участием представителей целевых групп проекта (благополучателей). Также можно привлечь к обсуждению представителей других НКО, госучреждений, органов власти, экспертов, работающих с вашей проблематикой в вашем городе/селе. На встрече вы можете предложить участникам в режиме мозгового штурма сформулировать актуальные проблемы целевой группы, а затем ранжировать их по значимости или выстроить в виде «дерева проблем», выделяя причины и следствия названных проблем. Также можно обсудить, как участники встречи видят решение сформулированных проблем, какие эффективные практики знают.
Решая свои локальные задачи, НКО очень часто видят лишь «верхушку» айсберга, недостаточно хорошо понимая связи проблем и не видя картины целиком. Общение с заинтересованными сторонами может дать вам возможность более комплексно взглянуть на ситуацию. Могут открыться такие грани проблемы, которые, возможно, вам были еще не знакомы.
Вариант 2 – провести опрос целевой группы.
Это можно сделать с использованием печатных анкет на каком-то мероприятии или использовать онлайн-формы, распространив их через социальные сети и рассылки организации.
В рамках опроса стоит:
- сочетать открытые вопросы (где респонденты могут описать имеющиеся проблемы в свободной форме), и закрытые (где люди могут оценить значимость проблем в списке, заранее сформированном авторами проекта)
- спросить о проектах, инициативах, услугах, которыми респонденты уже пользуются для решения своих проблем, а также о тех, про которые слышали и хотели бы воспользоваться;
- уточнить данные респондента, которые позволят более полно интерпретировать ответы (например, участвовал ли респондент ранее в проектах данной организации; если участвовал, то в каком статусе – благополучателя, волонтера, донора и т.д.).
Данные, полученные во время встречи или опроса, нужно оформить в виде аналитического отчета, где представить собранные факты и основные выводы. Такой отчет можно приложить как дополнительный документ к заявке.