21. Что такое социальный эффект проекта, как его описать
Социальный эффект — это те благоприятные изменения в жизни благополучателей и общества в целом, которые в конечном счете ожидаются от реализации проекта.
Чем эффект отличается от результатов проекта?
- Обычно социальный эффект проявляется не сразу после окончания проекта, а спустя время. Например, в проекте велись эко-занятия со школьниками. Результат проекта — 100 школьников попробовали полезные эко-привычки. Социальный эффект — спустя несколько лет у школьников сохранились полученные эко-привычки, в школе появился эко-клуб по инициативе детей.
- Часто социальный эффект может быть масштабнее, чем результаты проекта. <Например, результат проекта — в городе состоялся Подиум зрелой красоты, где 50 старших горожан стали моделями. А социальный эффект — в местных СМИ и в инфо-поле стало больше новостей, где старшие горожане фигурируют как современные, активные, стильные — и это влияет на восприятие обществом современных старших.
В большинстве грантовых заявок не нужно описывать социальный эффект (нет отдельного раздела с таким названием). Но почти во всех конкурсах необходимо описать актуальность проекта и дальнейшее развитие. Для этих разделов полезно понимать и описывать, какой социальный эффект будет у вашей работы.
Один из способов, который помогает понять социальный эффект — это взять цель вашего проекта и подняться на уровень выше. Например, цель проекта — организовать систему вещевой помощи малообеспеченным горожанам за счет сбора б/у одежды у горожан и распределения для благополучателей местных НКО.
Поднимаемся на уровень выше — с какими проблемами здесь ведется работа? С проблемой бедности (у части жителей нет средств на покупку вещей), с проблемой развития благотворительности (у многих горожан есть возможность помогать, передавая не используемые вещи для нуждающихся — но не все вовлечены в помощь). Получается, что если проект успешно работает, то можно ожидать как минимум двух социальных эффектов: смягчение проблемы бедности на территории, развитие благотворительности и вовлечение в нее большего числа горожан.